Описание порядка работы в области независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Выдержка из постановления Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
«Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.».
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 февраля 2010 г. N 96
МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)
1. Настоящая методика применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Настоящей методикой руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
2. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.
3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)
б) определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)
в) выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии — противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
(пп. «и» введен Постановлением Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)
4. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) — отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)
в) юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий
Как принять участие? • Организуйте благотворительное мероприятие: сбор средств, волонтерскую акцию или другое доброе дело. • Поделитесь своими действиями в соцсетях с хэштегом #ЩедрыйВторник. • Пригласите коллег, друзей и близких присоединиться к инициативе. Почему это важно? #ЩедрыйВторник вдохновляет миллионы людей по всему миру делать добро и поддерживать тех, кто в этом нуждается. Даже маленький вклад […]
28-29 ноября 2024 года в Дворце молодежи Республики Тыва состоится первый Форум креативных индустрий. Уникальное событие соберет творческих предпринимателей, экспертов, представителей бизнеса и власти для обсуждения путей развития креативной экономики в регионе. Ключевым моментом Форума станет презентация Стратегии развития кластера креативных индустрий Республики Тыва. Данное событие станет значимым шагом для формирования сильного креативного сообщества в […]
Дорогие друзья! Приглашаем вас на форум креативных индустрий «ЭКИИ» (Экономика-Культура-Инновации-Искусство), который пройдет 28-29 ноября 2024 года в г. Кызыле, Дворец молодежи Республики Тыва. Дата: 28-29 ноября 2024 года Время: 28 ноября с 14:00 до 17:30, 29 ноября с 10:00 до 17:30 Место: г. Кызыл, Республика Тыва, Дворец молодежи РТ Формат: Офлайн с возможностью онлайн-трансляции Форум […]